Страница-1





Без права на ошибку
Денис ПОПОВИЧ "Ведомости"

Опыт харьковских летчиков Олега Касьянова и Валерия Степанова, посадивших аварийный самолет, будут изучать все курсанты летных военных вузов.
Наша газета уже писала о профессионализме, проявленном летчиком-инструктором 3-го класса капитаном Валерием Степановым и замкомандира эскадрильи майором Олегом Касьяновым. Они спасли самолет Л-39, за что Президент Леонид Кучма наградил офицеров орденом "За мужество" III степени. О героях "Ведомостям" рассказал замначальника Харьковского института ВВС им. Кожедуба Николай Тепан.
Валерий Степанов обучает третьекурсников. Он дал путевку в небо уже восьмерым курсантам. Капитан провел в воздухе в общей сложности 340 часов, а в этом году - 60. Это неплохой показатель, позволяющий уверенно чувствовать себя за штурвалом. Валерий Степанов готовился стать летчиком 2-го класса. Одним из зачетных заданий был ночной полет над Чугуевским аэродромом. Оценивал коллегу Олег Касьянов, опытный специалист, налетавший 468 часов.
Неожиданно отказал рычаг управления двигателем. "Возможно, это произошло потому, что самолет уже отработал свой ресурс?" - предположил корреспондент "Ведомостей". Нет, возразил Николай Тепан, машина отработала 20 лет, а срок ее эксплуатации 25. "В топливный агрегат попала неизвестная микрочастица, что и вызвало неполадку, - пояснил полковник. - Устройство к тому времени отслужило всего 300 часов, тогда как его ресурс тысяча часов".
Самолет не потерял управления, но двигатель мог работать лишь в одном режиме. Ничего похожего с Л-39 раньше не происходило. Ни одна инструкция не предусматривала такой форс-мажор. Тем более ночью. Летчики оказались в сложнейшей ситуации.
- Машиной можно было управлять, пока работает двигатель, - продолжил рассказ Николай Тепан. - Но после того как парни все же решили посадить самолет, права на ошибку у них не было.
- О чем думает летчик, когда попадает в экстремальную ситуацию?
- Как уберечь самолет и выполнить задачу. Ребята сработали великолепно. Они сохранили машину. Теперь-то мы сможем точно узнать, что же привело к неполадкам. И не допустить подобного в дальнейшем.
Валерий Степанов программу тренировочного полета выполнил. В этом году он обязательно станет летчиком-инструктором 2-го класса, уверен Николай Тепан.
СПРАВКА "ВЕДОМОСТЕЙ": Майор Касьянов Олег Игоревич, 1972 года рождения. Окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков и командно-штабной факультет. Женат. Растит сына. Его коллега капитан Степанов Валерий Алексеевич родился в 1975 году. Харьковский институт летчиков окончил в 1996 году. Имеет семью и воспитывает дочь.



Происшествия
Авария в небе над Чугуевом

Авария на чугуевском аэродроме. В четверг около десяти вечера во время тренировочного полета отказала система управления двигателем военного самолета Л-39. Пилоты, их было двое - остались живы. Им удалось посадить самолет в полной темноте.
Этой ночью Валерий Степанов и Олег Касьянов готовились к учебным полетам с курсантами. На взлете претензий к машине у пилотов не было. На высоте шестьсот метров самолет оказался практически неуправляем - отказала система управления двигателем. Выхода было два: катапультироваться, спасти себя, но разбить машину или же рискнуть и посадить самолет - на максимальной скорости и в полной темноте. Летчики выбрали второе. Олег Касьянов, майор: Сначала не чувствовали риска, только потом, когда приземлились.
Валерий Степанов, капитан: Мягко говоря, неприятное ощущение, я бы сказал незнакомое ощущение. Я понимал, пока тяга есть будем стараться посадить самолет. Если б отказал двигатель - пришлось катапультироваться. Николай Тепан, полковник, заместитель начальника Харьковского института ВВС: Если б они решили катапультироваться, их направили б в отдельную зону. Правда, тогда мы б не смогли спасти машину, и истинную причину аварии установить было бы практически невозможно.
Героев дня героями здесь не считают. На аэродроме летчикам пришлось пробыть до обеда - писали рапорты и объяснительные. Родственники узнали о случившемся по радио.
Сейчас самолет в ангаре. Работает экспертная комиссия. В том числе и представитель компании "МоторСич". Запорожский завод выпускает двигатели для Л-39 и непосредственного отношения к поломке якобы не имеет - систему управления двигателем производят в России.
Иван Ширков, представитель завода "МоторСич": Этот агрегат управляет двигателем. Если он вышел из строя, значит, и с двигателем не все в порядке.
Это уже третий случай, когда Л-39 выходит из строя. В девяносто седьмом в Черкасской области такой самолет разбился при подготовке к параду ко Дню независимости Украины, а в две тысячи первом - Л-39 упал в России. В обоих случаях летчики погибли.
В ближайшие три дня все полеты на Чугуевском аэродроме не будет. А летчиков, как сообщили в институте, представят к награде.