Историческая справка
о Чугуевском ВАУЛ (1930-1945 годы).


Источник: http://hvvaul-87.su/history/history-khvvaul.php







История 810 УАП (в/ч 42072) неразрывно связана с историей Харьковского ВВАУЛ, одного из старейших прославленных летных училищ Советского Союза, началу которого по решению Советского правительства 12 ноября 1930 года положила 3-ая объединенная военная школа летчиков, летчиков-наблюдателей, основанная в районе ж.д. станции Рогань.
Смотрите на сайте:
Благодаря героическому труду курсантов , командования и преподавателей на голом месте весной 1932 года было завершено ее комплектование переменным, постоянным составом и авиационной техникой – самолетами У-2, Р-1, а 7 марта с аэродрома Рогань состоялся первый в истории школы вылет, в ноябре – первый выпуск летчиков-наблюдателей (штурманов) в количестве 204 человек, а летом 1933 года – досрочный выпуск летчиков в количестве 123 человек.
История 810 УАП, ХВВАУЛ (видео).
Название
Чугуевский 810 уап
Название
Курсантские годы 1980-1984
Название
Кому-то летать..
Название
80 летие ХВВАУЛ День второй.Чугуев.
Название
ХВВАУЛ 1984-2014
Название
ХВВАУЛ-89
Название
Выпускникам ХВВАУЛ 1977
Название
День города Чугуева 2013. Авиашоу. Группа выпускников ХВВАУЛ, руководитель С. Филатов.
Название
Пока пусто
Название
Пока пусто
Название
Пока пусто
Название
Пока пусто

В 1934 – 1935 г.г. на вооружение школы поступили современные по тому времени самолеты И-5, И-6, Р-5, И-15, ТБ-3, а в 1937 году – И-16, СБ.
К 1938 г. школа стала крупнейшим учебным заведением, состоящей из 2-х бригад по 3 авиаэскадрильи в каждой. В связи с возросшими потребностями страны в летных кадрах из-за обострения международной обстановки в Европе в мае 1938 года школа была реорганизована и на 1-ой бригады было создано Харьковское военное авиационное училище штурманов, а из второй бригады – Чугуевское военное авиационное училище летчиков (ЧВАУЛ) со сроком обучения 3 года на самолетах Р-5, И-5, И-15, И-16 и уже к концу этого года было выпущено 450 летчиков-истребителей. 31.10.1939 г. училищу было присвоено имя первого в стране дважды Героя Советского Союза Сергея Ивановича Грицевца.
Накануне Великой отечественной войны 1941-1945 г.г. в связи с уменьшением сроков обучения Чугуевское ВВАУЛ с 1 марта 1941 г. было переименовано в Чугуевскую военную школу пилотов с присвоением выпускникам воинского звания «младший командир», а с приближением фронта школа перебазировалась в Южный Казахстан – город Чимкент. Менее чем рез месяц было перевезено около 300 самолетов, оборудование, личный состав с семьями. За годы войны школа подготовила 2500 летчиков-истребителей. Более 160 из них были удостоены звания Герой Советского Союза, из которых Боровых А.Е., Ворожейкин А.А., Голубев А.М., Клубов А.Х., Лавриненков В.Д., Попков В.Н., Сенько В.В. – дважды, а Иван Никитович Кожедуб – трижды. 30 – применили воздушный таран, 11 – повторили подвиг Гастелло.
В конце мая 1945 г. школа возвратилась в Чугуев и приступила к обучению курсантов на самолетах ЛА-7, ЛА-9, ЛА-11, а в сентябре вновь была переименована в Чугуевское ВАУЛ пятиполкового состава, в январе 1946 г. – 3 полкового. В течение 1947 – 48 г.г. на смену самолетам военных лет пришли ЯК-18, ЯК-11, ЛА-9, а в 1951 – 54 гг ЧВАУЛ перешел на новую реактивную технику МиГ-15, УтИ МиГ-15, МиГ-15бис, МиГ-17.
В мае 1960 года в канун 30-летнего юбилея Чугуевское училище летчиков преобразовано в высшее училище и стало готовить летчиков-инженеров, а через год преобразовано в Харьковское ВВАУЛ которое просуществовало вплоть до 1994 года.





Чугуевская военная авиационная школа пилотов

Истоки учебного заведения связаны с 9-й военной школой летчиков и летчиков-наблюдателей, основанной по решению Советского правительства 12.11.1930 г. севернее станции Рогань. В довоенные годы 9-я военная школа летчиков и летчиков-наблюдателей считалась одной из лучших среди военно-учебных заведений военного округа и страны. По итогам 1938 года она заняла второе место среди учебных заведений.

В мае 1938 г. на основании приказа НКО СССР на базе бригады, готовившей летчиков-наблюдателей, сформировано Харьковское военное авиационное училище летнабов и штурманов. А на базе бригады, готовившей летчиков-истребителей, было сформировано Чугуевское военное авиационное училище летчиков-истребителей.

В 1939-1940 годах училищем подготовлено 923 летчика.

В 1940 г. Чугуевское училище летчиков-истребителей было одним из крупнейших в ВВС Красной Армии. Все семь авиационных эскадрилий базировались на аэродроме Чугуев, и каждый день разлетались на полевые аэродромы Граково, Каменная Яруга, Малиновка и другие. Это было весьма неудобно, так как требовало значительных материальных затрат для тылового обеспечения полетов. Одна доставка курсантов по бездорожью требовала большого количества автотранспорта. Начальник училища комбриг Н.Е. Богослов рассредоточил эскадрильи по аэродромам постоянного базирования Граково, Малиновка, Хутор Благодатный, Бурлуцкий, Базалеевка, Каменная Яруга, Чугуев и обеспечил командиров материальными средствами, создал равные условия всем эскадрильям. В результате резко сократилось число поломок и аварий.



Приказ НКО No. 049 от 05.02.41 г. Чугуевское военное авиационное училище переименовано в Чугуевскую военную авиационную школу пилотов и перешло на сокращенные сроки обучения, увеличился план выпуска летчиков-истребителей.

В июне 1941 г. Чугуевская школа, как и в предыдущие месяцы этого года, занималась подготовкой летных кадров на самолете И-16. Великая Отечественная война совершенно изменила деятельность школы и подчинила всю ее работу интересам фронта, задаче разгрома врага. Значительно сократились сроки обучения курсантов. В короткое время жизнь приобрела характер фронтовой учебы.

В связи с приближением линии фронта, в условиях ежедневных налетов вражеской авиации нормальная боевая учеба стала невозможной. По решению Государственного Комитета Обороны школа перебазировалась в Южный Казахстан - город Чимкент. Менее чем за месяц, с 22 сентября по 28 октября 1941 г. было перегнано по воздуху около 300 самолетов, перевезено железнодорожным транспортом оборудование и другое имущество школы, личный состав и семьи военнослужащих.

На новом месте базирования школа встретила серьезные трудности: отсутствие учебной базы, острую нехватку жилого и казарменного фонда, большой некомплект материальной части, летчиков, преподавателей. Отрицательно влияли на работу разбросанность подразделений школы, трудности военного времени. Однако, благодаря умелой организаторской работе руководящего состава школы, благодаря огромной работе весь постоянный состав школы самоотверженно трудился, обеспечивая качественное обучение и воспитание курсантов по подготовке летных кадров для фронта.

В конце 1941 г. из летчиков-инструкторов школы был сформирован для фронта 728 иап на самолетах И-16 под командованием майора И.Ф.Осмакова.

За годы войны школа подготовила около 2,5 тысяч летчиков-истребителей. Кроме того, в апреле 1943 г. при школе были организованы курсы летчиков-инструкторов, где обучались летчики Армавирской, Бирмской, Воронежской, Сталинградской, Одесской, Черниговской и Краснодарской школ. Наряду с этим в школе переучивались на новый тип самолета (Як-7б) слушатели Морской академии, инженеры и летчики Средне-Азиатского военного округа и летчики 238 истребительной авиационной дивизии.

14.08.44 г. Командующим ВВС САВО школе было вручено новое Боевое Красное Знамя. Принимая Знамя, личный состав поклялся свято хранить его. За самоотверженную работу по подготовке летных кадров в тяжелых условиях военного времени 150 офицеров и сержантов школы были награждены орденами и медалями СССР.

За время войны убыли на фронт в одиночном порядке и группами 511 военнослужащих, из них 147 человек летного состава. 36 офицеров прошли боевую стажировку на фронте.

В конце мая 1945 г. школа возвратилась на свое постоянное место базирования. Сразу после перебазирования начались занятия с курсантами.

Источник информации:

ХВВАУЛ-87

 


Командиры в/ч42072, А-4104

1973-1977
полковник
Карпенко И.Г.

1977-1987
полковник
Радченко И.И

1987-1993
полковник
Кондратенко В.И.

1998-2000
полковник
Демченко В.А.

1995-1998
полковник
Тепан Н.В.

1993-1995
полковник
Зианнуров С.Г.



2001-2007
полковник
Симонов И.М.

2007-2008
полковник
Кривенко В.Н.

2008-2011
полковник
Бабенко С.Н.

2011-2017
полковник
Дубовик Г.В.

Пока
пусто

Пока
пусто



● РУКОВОДЯЩИЙ СОСТАВ ХАРЬКОВСКОГО (ЧУГУЕВСКОГО) ВЫСШЕГО ВОЕННОГО АВИАУЧИЛИЩА ЛЁТЧИКОВ (ШТУРМАНОВ) и его частей, СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ!

Знаки «Военная школа лётчиков для летнабов»

Описание знака "Третья военная школа летчиков и летчиков-наблюдателей (для летнабов)"

Крулый венок из лавровых, справа, и дубовых, слева, листьев. Сверху крепится авиационная эмблема в виде распахнутых крыльев, состоящих из пяти перьев каждое, пропеллера, мечей и красной пятиконечной звездочки с лучевой насечкой под эмалью. Снизу венок накрест перехвачен двумя ленточками. По центру перекрещены спаренный авиационный пулемет В.А. Дегтяреёа типа ДА-2, с характерным круглым магазином над затворной частью, и авиационная бомба с кольцевым стабилизатором. Рукоятки мечей и фацет звезды позолочены. Все остальные детали посеребрены. На оборотной стороне вырезан номер. Изготовлен из меди. Размер 37X37 мм. Крепление при помощи штифта и гайки.

знак летнабов

Описание знака "Девятая военная школа летчиков и летчиков-наблюдателей (для летнабов)"

Вертикальный прорезной ромб голубой эмали. В верхней его части крепится авиационная эмблема в виде распахнутых крыльев, состоящих из пяти перьев, пропеллера, мечей и красной пятиконечной звездочки с лучевой насечкой под эмалью. По центру наложены скрещенные пулемет и бомба, аналогичные предшествующему знаку. Рукоятки мечей, фацет ромба и звезды позолочены. Все остальные детали посеребрены. На оборотной стороне вырезан номер. Изготовлен из меди. Размер 43*39 мм. Крепление при помощи штифта и гайки.

Описание знака "Военная школа морских летчиков и летчиков-наблюдателей (для летнабов)"

Слегка вытянутый по вертикали венок из лавровых, справа, и дубовых, слева, листьев, перехваченный снизу лентой. В верхней части находится авиационная эмблема из распахнутых крыльев, пропеллера, мечей и красной пятиконечной звездочки с лучеобразной насечкой под эмалью. По центру наложены скрещенные пулемет и бомба, аналогичные предшествующему знаку. Венок, рукоятки мечей и фацет звезды позолочены. Все остальные детали посеребрены. На оборотной стороне вырезан номер. Изготовлен из меди. Размер 37X46 мм. Крепление при помощи штифта и гайки.









Ромб " Летчик-наблюдатель и штурман ВАУ РККА". (9 военная школа летчиков и летчиков наблюдателей).
Знак для летчиков-наблюдателей и штурманов, окончивших военные авиационные училища ВВС РККА.
Конец 1930-х – начало 1940-х гг. На гайке в верхней части надпись по окружности: «МОНЕТНЫЙ ДВОР». Бронза, серебрение, эмаль, 11,54 г. Размеры 43,3x38,2 мм.
Утвержден приказом Народного комиссара обороны СССР К.Е.Ворошилова № 235 от 31 октября 1938 г
В 2011 году исполнился 81 год  Харьковскому высшему военному авиационному ордена Красной Звезды училищу лётчиков имени дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца (ХВВАУЛ). Лётчики Военно-Воздушных Сил – выпускники училища вписали яркие страницы в историю авиации. На счету лётчиков, получивших крылья в небе Харьковщины, не одна тысяча самолётов, сбитых в небе Великой Отечественной войны, огромное количество уничтоженной наземной боевой техники и живой силы противника.Несмотря на происшедшие изменения в названии училища в последние годы, история, в которой участвовали выпускники этого славного училища, остается за ними. Мужество и героизм лётчиков и штурманов – выпускников училища отмечены многочисленными государственными наградами. 240 из них награждены медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, 11 летчиков награждены медалью «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации. Далеко за пределами нашей Родины известны имена дважды Героев Советского Союза Виталия Ивановича Попкова, Арсения Васильевича Ворожейкина, Андрея Егоровича Боровых, Виктора Максимовича Голубева, Александра Федоровича Клубова, Владимира Дмитриевича Лавриненкова, Василия Васильевича Сенько, лётчиков-космонавтов А.А. Леонова, А.В. Филипченко, В.В. Аксёнова, В.А. Ляхова, Ю.В. Малышева. В стенах училища «стал на крыло» прославленный советский ас, трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Иван Никитович Кожедуб.

                                          *  *  *  *

Харьковское высшее военное авиационное ордена Красной Звезды училище лётчиков имени дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца- одно из старейших в стране авиационных учебных заведений. Его начало связано с 9-й военной школой лётчиков и лётчиков-наблюдателей, основанной по ре¬шению Советского правительства 12 ноября 1930 года севернее станции Рогань.

Организовывали школу комбриг А.С. Колесов, бригадный комиссар Л.Я. Ошурков, начальник штаба И.В. Мирошников.
Строительство началось в чистом поле с установки штабной палатки. Вскоре территория школы представляла собой огромную строительную площадку. Руководители школы совместно с личным составом горячо взялись за возведение главных помещений учебного корпуса, ангаров. Работали с большим энтузиазмом.
Первые курсанты школы, не считаясь ни со временем, ни с трудностями, учились и строили. За первые четыре года были возведены учебный корпус, казармы, ангары, столовые, школа, Дом Красной Армии, жилые дома, детский сад.
К весне 1932 года школу укомплектовали постоянным и переменным составом. Было создано два отдела: подготовки лётчиков и подготовки лётчиков-наблюдателей. Их возглавили опытные руководители Рожкин и Юровский, а первый набор курсантов был сделан ещё в ноябре 1931 года.
Незабываемыми событиями для личного состава школы стали полученные в феврале 1932 года первые самолёты У-2 и Р-1. Первый полёт на У-2 выполнил командир третьей авиаэскадрильи Ячник. Уже с мая началась подготовка первого набора лётнабов. 12 мая 1932 года на митинге, посвященном торжественному открытию школы и первым полётам, присутствовали командующий войсками Украины и Крыма И.Э. Якир, член Военного совета Г.Д. Хаханьян, председатель Всеукраинского совета профсоюзов, член Политбюро ЦК КП(б)У М..Е. Чувырин, представители шефов – Харьковского тракторного завода. М..Е. Чувырин от имени президиума Всесоюзного совета профсоюзов вручил школе первое Красное Знамя.
Полёты проводились без курсов учебно-лётной подготовки, методических пособий, разработок, наглядных и учебных пособий. Все это заменял инструктор.
7 ноября 1932 года школа сделала первый выпуск лётнабов – 204 человека. 71 выпускник был оставлен в родном училище в качестве инструкторов. Всех невозможно перечислить, но имена и фамилии Н.И. Лысенко,
М.П. Неустроева, М.П. Орищенко, Г.Ф. Мягкова, В.П. Зубко, В.Ф. Мобченко, К.А. Черкасова, В.А. Докучай, И.Д. Юдина, И.Ф. Тупака, А.А. Спиридонова, Д.И. Полукчинского в училище говорят о многом, они связаны с труднейшим этапом становления.
Обучение курсантов шло в сложных условиях. Отсутствие помещений, методик лётного обучения, двухсторонней связи с курсантом не только в воздухе, но и с земли осложняло лётную подготовку. Лётчик-инструктор в воздухе мог по переговорному устройству, представляющему из себя резиновую трубку с железным раструбом у инструктора и железным «ухом» для курсанта, передать только команду. Основным методом обучения был «делай, как я!»
Можно было видеть, как курсант лётной группы рукой или указкой отслеживал своего товарища на различных этапах полёта. В 30-60е годы это был один из способов контроля за выполняющим самостоятельный полёт курсантом. В авиационных документах до сих пор встречаются правила разбивки старта, обязанности наблюдающего за самолётами, заходящими на посадку, сигналы и эволюции управления экипажами в воздухе. Эти правила были отработаны на аэродромах лётчиками-инструкторами школы, именно они заложили основы методики лётного обучения, а начальник училища Г.Г. Голубев систематизировал их в своей книге «Методика лётного обучения».
Летом 1933 года 9-я школа сделала первый выпуск лётчиков на самолётах Р-1. 123 авиационных командира, освоивших технику пилотирования и боевое применение, получила Родина. На торжествах по этому случаю в училище приехали председатель Всеукраинского ЦИК Г.И. Петровский, секретари КП(б)У С.В. Косиор, П.П. Постышев, Председатель Совнаркома УССР В.Я. Чубарь, командующий войсками Украины и Крыма И.Э. Якир, начальник ВВС РККА Я.И. Алкснис, командующий войсками Харьковского военного округа И.Н. Дубовой, начальник ВВС Украины О.А. Ингаунис.
В 1933 году решением Советского правительства был установлен праздник День Воздушного Флота СССР. В Постановлении ЦИК, СССР говорилось:
«Сегодня наша страна – социалистическое Отечество трудящихся – впервые проводит массовый пролетарский смотр своему Красному Воздушному Флоту и его славному передовому отряду ВВС РККА».
Аэродром Рогань в этот день превращался в огромную арену, где представление давали воздушные асы, парашютисты училища. На учебных самолётах в Харьковское небо поднимали представителей трудовых коллективов. Преподаватели, лётчики, техники, курсанты в этот день проводили многочисленные экскурсии по территории и помещениям школы. На митинге звучали приветствия и поздравления от местных партийных, государственных организаций. В августе 1935 года командующий войсками Харьковского военного округа И.Н. Дубовой от имени Президиума ЦИК УССР вручил школе Красное знамя, которое до 1944 года являлось Боевым Знаменем училища.
В 1933-1934 годах на вооружение школы поступили современные самолёты И-5, Р-5, ТБ-1, ТБ-3. В ответ на призыв «Овладеть техникой!» личный состав школы с удвоенной энергией изучал особенности эксплуатации пилотирования.
В мае 1936 года Постановлением ЦИК СССР за успехи в подготовке курсантов, переучивании на новую технику, высокие показатели в соревновании 12 лучших представителей школы были удостоены государственных наград. Орден Красной Звезды получили К.И. Шубин, А.С. Протасов, К.А. Черкасов, А.И. Молошников, В.И. Индюшкин,
К.В. Яровой. Кавалерами ордена «Знак Почета» стали В.А. Цукаев, М.Г. Роганов, И.К. Акульшин, Ю.В. Невский,
П.Г. Пудан, П.П. Передерий.
Быстрыми темпами развивалась авиационная промышленность нашей Родины. На смену одним самолётам приходили другие. Среди авиационных конструкторов шло негласное соревнование за создание лучшего истребителя для ВВС. В 1937 году училище на¬чало подготовку лётчиков на современных в то время истребителях И-16.
Школа выполняла ряд специальных заданий Народного комис-сариата обороны СССР, начальника Главного политического управ¬ления РККА и начальника ВВС РККА. В 1937-1938 годах в школе обучались лётчики для республиканской Испании. За два года было обучено 388 испанцев. Авиационная эскадрилья А.И. Индюшкина выполняла интернациональный долг, круглый год обучая пилотов для ВВС республиканской Испании. За успешное выполнение пра¬вительственной задачи многие лётчики, преподаватели были отме¬чены наградами. Среди них: капитаны С.М. Петров, Д.Е. Зорин, Ю.В. Невский, лейтенанты Н.В. Брагин, И.3. Бредников.

203 Чугуевская учебная авиабригада. Интерактивная карта.




В довоенные годы 9-я военная школа лётчиков и лётчиков-наблюдателей считалась одной из лучших среди военно-учебных заведений военного округа и страны. По итогам 1938 года она заняла второе место среди учебных заведений.
В мае 1938 года на основании приказа НКО СССР в школе произошли организационные изменения. На базе бригады, гото¬вившей лётчиков-наблюдателей, создавалось Харьковское военное авиационное училище штурманов. Руководителем школы был назначен майор Белоконь С.Е., военным комиссаром – Костенко К.П., начальником штаба – полковник И.И. Лыщенко. На вооружении в училище были самолёты: Р-5, Р-7, Р-10, ТБ-3, ДБ-3. Это училище базировалось на четырех аэродромах: Центральный, Ка¬менная Яруга, Рогань и окраина ХТЗ. Командирами эскадрилий были в то время: Кремизович, Белолеветцев, Девятов, Кожевников, Гречишкин, Чернышев. Училище просуществовало 32 года – до I960 года, готовило и выпускало штурманов для Военно-Воздушных Сил.
 На базе второй бригады, готовившей лётчиков-истребителей, бы¬ло сформировано Чугуевское военное авиационное училище лётчиков-истребителей. Начальником училища был назначен капитан С.М. Петров, военным комиссаром – батальонный комиссар Л.А. Дубровин, начальником штаба – майор В.И. Соколов, по¬мощником начальника училища по лётной подготовке – капитан Ф.С. Шаталин. История Чугуевского и Харьковского училищ пе¬реплетается очень тесно.

Объединенная военная школа летчиков, Рогань. Инструктора и командование, 1930-32 годы

1939 год для народов Европы стал годом начала второй миро¬вой войны. Фашистская Германия приступила к реализации своих планов, захватив Чехословакию, Польшу. Война приближалась к границам нашего государства.
Ветераны училища, вспоминая предвоенное время, рассказывали о тяжелом труде всего личного состава. Об этом же говорят цифры: налёт за 1939-1940 годы составил более 80 тысяч часов! За два года подготовлено 923 лётчика.
В 1940 году Чугуевское училище лётчиков-истребителей было одним из крупнейших в ВВС Красной Армии. Назначенный начальник училища комбриг Н.Е. Богослов много сделал для ор¬ганизации лётной подготовки, обучения курсантов. Он быстро оценил обстановку и наметил программу изменения учебно-воспи¬тательного процесса.
Одним из основных направлений программы являлась реорга¬низация лётной подготовки. Все семь авиационных эскадрилий базировались на аэродроме Чугуев, и каждый день разлетались на полевые аэродромы Граково, Каменная Яруга, Малиновка и другие. Это было весьма неудобно, так как требовало значительных материальных затрат для тылового обеспечения полётов. Одна доставка курсантов по бездорожью требовала большого количест¬ва автотранспорта. Начальник училища рассредоточил эскадрильи по аэродромам постоянного базирования Граково, Малиновка, Хутор Благодатный, Бурлуцкий, Базалеевка, Каменная Яруга, Чугуев и обеспечил командиров материальными средствами, создал равные условия всем эскадрильям. В результате резко сократилось число поломок и аварий.
В Европе разгорался пожар Второй мировой войны. Народный комиссариат обороны СССР принимал меры к тому, чтобы подготовить страну к отражению вероломной агрессии.
На основании приказа НКО Чугуевское военное авиационное училище лётчиков с 1 марта 1941 года переименовывалось в Чугуевскую военную школу пилотов и перешло на сокращенные сроки обучения, увеличился план выпуска летчиков-истребителей.
Боевые действия в Испании, на Халхин-Голе, в Монголии, Финляндии показали, что без поддержки с воздуха невозможно проведение операций сухопутных войск. Пятый год выпускникам училища приходилось на практике применять свой опыт и оружие.
«Капитан Антонио» – так любовно называли бойцы интернаци-оналиста Сергея Тархова – в пылающем небе Испании успел провести 20 воздушных боёв, уничтожил пять фашистских самолётов.




●  Сайт "Авиаторы"
13 ноября 1936 г. в неравном бою, в жестокой схватке с 12 «Хейнкелями» самолёт Тархова был подбит, лётчик выпрыгнул с парашютом. Во время спуска на землю в отместку фашисты расстреливали его, уже неопасного для них, из авиационных пушек и крупнокалиберных пулемётов. Весь Мадрид, видевший это, был потрясён! С.Ф. Тархов приземлился, тяжело раненный, и 23 ноября 1936 года от полученных ранений скончался в госпитале. Похоронен с воинскими почестями в Мадриде...
В декабре 1936 года за мужество и героизм, проявленные при защите свободы и независимости испанского народа, постановлением ЦИК СССР Сергею Фёдоровичу Тархову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его имя носят училище в городе Ниж¬нем, центральная улица в гарнизоне Рогань, две школы в Саратове.
В разное время в небе Испании дрались с фашист¬скими асами выпускники нашего училища И.Я. Крапивянский, А.Ф. Семёнов, Ф.Ф. Кошель, М.С. Сапро¬нов, С.X. Плясов, О.Г. Туров, П.С. Иванов, В. Титов, Н. Величко.
1938-1939 годы. События на озере Хасан и реке Халхин-Гол. Японский милитаризм пробует свои силы на Востоке в агрессии против Китая и Монголии, нашей Родины. О силе и мощи боевых действий Красной Армии свидетельствуют признания японских офицеров. Один из них в своем дневнике писал:
«При встрече с Красной Армией даже в солнечный день мы не видели солнца. Советская авиация бомбит так, что солнечный день превращается в ночную бурю».
Среди тех, кто получил такую оценку противника, выпускники Чугуевского училища: командир эскадрильи старший лейтенант Нога Митрофан Петрович, выполнивший 109 боевых вылетов и сбивший 15 японских самолётов; комиссар эскадрильи С.С. Панк¬ратов, выполнивший 56 боевых вылетов; Герой Советского Союза Гринёв Н.В., совершивший 72 вылета; Герой Советского Союза Гейбо И.И., дважды Герой Советского Союза Ворожейкин А.В. и многие другие.

Во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов в слож¬нейших условиях зимы, низкой облачности, метелей, снегопадов воевали советские лётчики.
Выпускники училища И.Д. Борисов, В.В. Койнаш, Б.А. Корнилов, С.И. Миронов, А.И. Нефёдов, А.Ф. Семёнов, Б.П. Трифонов, В.Е. Шарапа, И.С. Худяков были удостоены звания Героев Советского Союза. Государственные наградыполучили Н.В. Гринёв, Н.А. Клочко, А.П. Неструев, Д.И. Шапошников, А.В. Ворожейкин и многие другие.

В июне 1941 года Чугуевская школа, как и в предыдущие месяцы -этого года, занималась подготовкой летных кадров на самолете И-16. Вероломное нападение фашистской Герма-нии на СССР всколыхнуло весь многотысячный коллектив школы, вызвав патриотический подъем всего личного состава. Командованию поступили сотни рапортов военнослужащих с просьбой отправить их на фронт. Для многих это желание осуществилось.
Великая Отечественная война совершенно изменила дея¬тельность школы и подчинила всю ее работу интересам фронта, задаче разгрома врага. Значительно сократились сроки обучения курсантов. В короткое время жизнь приобрела характер фронтовой учебы.
В связи с приближением линии фронта, в условиях ежеднев¬ных налетов вражеской авиации нормальная боевая учеба стала невозможной. По решению Государственного Комитета Обороны школа перебазировалась в Южный Казахстан — город Чимкент. Менее чем за месяц, с 22 сентября по 28 октября 1941 года было перегнано по воздуху около 300 самолетов, перевезено железнодорожным транспортом оборудование и другое имущество школы, личный состав и семьи военнослужащих.
На новом месте базирования школа встретила серьезные трудности: отсутствие учебной базы, острую нехватку жилого и казарменного фонда, большой некомплект материальной части, летчиков, преподавателей. Отрицательно влияли на работу разбросанность подразделений школы, трудности военного времени. Однако, благодаря умелой организаторской работе руководящего состава школы, благодаря огромной работе весь постоянный состав школы самоотверженно трудился, обеспечивая качественное обучение и воспитание курсантов по подготовке летных кадров для фронта.

За годы войны школа подготовила около 2,5 тысяч летчиков-истребителей. Кроме того, в апреле 1943 года при школе были организованы курсы летчиков-инструкторов, где обучались летчики Армавирской, Бирмской, Воронежской, Сталин¬градской, Одесской, Черниговской и Краснодарской школ. На¬ряду с этим в школе переучивались на новый тип самолета (Як-7б) слушатели Морской академии, инженеры и летчики Средне-Азиатского военного округа и летчики 238 истреби¬тельной авиационной дивизии.
Личный состав школы поддерживал самые тесные связи с фронтом, со своими воспитанниками через письма, газеты, боевые стажировки офицеров в частях Действующей Армии и другие формы. Летчики-инструкторы, командиры звеньев и эскадрилий, преподаватели ревностно следили за боевыми успехами своих воспитанников, а те в свою очередь передавали свой боевой опыт, описывали новые приемы ведения воздушных боев. Накопление боевого опыта и использование его в обучении курсантов благотворно сказывалось на подготовке летчиков-истребителей для фронта.
14 августа 1944 года Командующим ВВС САВО школе было вручено новое Боевое Красное Знамя. Принимая Знамя, личный состав поклялся свято хранить его. За самоотверженную работу по подготовке летных кадров в тяжелых условиях военного времени 150 офицеров и сержантов школы были награждены орденами и медалями СССР.
Перед лицом грозной опасности, нависшей над Родиной, весь личный состав школы горел желанием грудью встать на защиту Отчизны и с нетерпением ожидал отправки на фронт. За время войны убыли на фронт в одиночном порядке и группами 511 военнослужащих, из них 147 человек летного состава. 36 офицеров прошли боевую стажировку на фронте.
В конце 1941 года из летчиков-инструкторов школы был сформирован для фронта 728 истребительный авиационный полк на самолетах И-16 под командованием майора И. Ф. Осмакова. В начале 1942 года полк был направлен на Калинин¬ский фронт и приступил к боевой работе. Уже к сентябрю 1942 года летчиками полка было сбито 100 вражеских самолетов. Полк прошел славный боевой путь от Москвы до Берлина. Действуя в составе 2-й Воздушной Армии на Степном, Воро¬нежском и 1-м Украинском фронтах, полк принимал участие в битвах под Курском и на Днепре, в операциях по освобож¬дению Белгорода и Харькова, Киева и Львова, громил врагов на Висле и Одере, под Бреслау и Берлином. Летчиками полка уничтожено около 500 самолетов противника. Только коман¬дир эскадрильи этого полка дважды Герой Советского Союза А. В. Ворожейкин сбил 46 фашистских самолетов.
12 летчиков полка удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе выпускники училища А. Е. Боровых,
А. Н. Выборнов, В. И. Игнатьев, И. Е. Кустов, С. В. Макаров, А. Е. Но¬виков, В. И. Сидоренко, М. И. Сачков и другие. По решению командования ВВС из части состава этого прославленного полка был создан новый полк — полк советских асов. В новый полк мастеров воздушного боя были направлены воспитанники училища М. С. Баранов,
А. Е. Боровых, Г. С. Дубенок, Е. П.. Дранищев, В. Д. Лавриненков и другие летчики, которые показали в воздушных боях образцы боевого мастерства, мужества и героизма и стали Героями Советского Союза, а А. Е. Боровых и В. Д. Лавриненков — дважды Героями Советского Союза.
Тысячи воспитанников училища самоотверженно сража¬лись с врагами нашей Родины на всех фронтах Великой Отечественной войны. В боях с вероломным и сильным врагом они проявили высокое боевое мастерство, мужество, массовый героизм и своими подвигами вписали замечательные страницы в славную историю советской авиации.
В годы войны многие воспитанники училища командовали авиационными корпусами (И. Д. Антонов,
П. П. Архангельский, А. П. Котляр, А. В. Утин, Г. С. Счетчиков) и дивизиями (Я. И. Антонов, И. И. Гейбо,
Р. И. Миронов, Г. П. Покаевой, А. Ф. Семенов, И. А. Тараненко, А. И. Шапошников и другие), проявив высокое мастерство в руководстве боевыми действиями авиации.
30 воспитанников училища применили в воздушных боях таран, а летчики П. Ф. Гузов, А. В. Добродецкий,
И. И. Мещеряков, А. П. Козлов таранили фашистские самолеты дважды. Летчики Д. Н. Мокляк, И. А. Ковтун таранили вражеские самолеты в первый день войны, а летчики П. Ф. Гузов. И. И. Мещеряков, Н. П. Козлов, В. Ф. Грек,
В. Н. Залевский, А. Н. Катрич, В. П. Клыков, И. А. Коновченко, С. Ф. Машковский, А. С. Охват, С. А. Титовка,
Б. Г. Черевко — в первые месяцы войны. Это говорит о невиданном упорстве нашей ар¬мии нашествию гитлеровских орд, моральном превосходстве советских летчиков и их стремлении сражаться до последней возможности.
В составе героического экипажа Гастелло был воспитанник училища Г. Н. Скоробогатый. 27 июня 1941 года на другой день после гибели Гастелло, когда его имя и подвиг были стране еще неизвестны, экипаж бомбардировщика, в составе которого были воспитанники училища летчик Д. 3. Тарасов и штурман Б. Д. Еремин, повторил бессмертный подвиг капи¬тана Гастелло. Огненными пилотами остались в памяти по-томков летчики А. Г. Балашов,
И. Ф. Шаронов, М. Ф. Яковенко, И. К. Джинчарадзе, И А. Лозенко, Ф. Г. Емец.
Среди воспитанников нашего училища есть летчики с мересьевской биографией. Летчик-истребитель И. С. Любимов, потеряв в неравном воздушном бою ногу, в октябре 1941 года, через девять месяцев вернулся в строй, стал летать сначала на учебном затем на боевом самолете, командовал полком, затем дивизией и сбил 9 гитлеровских самолетов.
Воспитанник училища подполковник А. Ф. Белецкий, лишившись в бою одной ноги, несколько лет был начальником военной школы летчиков и после возвращения в строй налетал около девятисот часов на различных типах истребителей.
Несколько летчиков, воспитанников училища, производили посадки на занятой противником территории, чтобы спасти своего товарища, попавшего в беду. Некоторые из них сами были спасены из плена своими боевыми друзьями.
Во время боев под Сталинградом замечательный пример войскового товарищества проявил летчик-истребитель, коман¬дир авиационного полка Герой Советского Союза Д. Ф. Семе¬нов. Когда его товарищ Герой Советского Союза старший лейтенант Ф. Т. Демченко при нанесении бомбового удара по железнодорожному узлу Морозовский был сбит истребителями противника и упал примерно в 40 км за линией фронта с поврежденной ногой. Александр Семенов, верный чувству вой¬скового товарищества и взаимной выручки в бою, полетел на самолете По-2 в тыл врага, разыскал старшего лейтенанта Ф. Т. Демченко и вывез его на свою территорию.
Осенью 1941 года во время штурмовки колонны вражеских войск самолет командира эскадрильи Н. И. Свитенко был по¬врежден зенитным огнем противника. Летчик вынужден был произвести вынужденную посадку на территории, занятой врагом. Фашисты открыли по нему огонь, но подчиненные не оставили своего командира в беде. Летчик Алибек Слонов мастерски посадил свою «Чайку» рядом с командиром, забрал его на крыло своего самолета и под минометным огнем про¬тивника, выполнив взлет, благополучно перелетел на один из наших аэродромов.
Многие воспитанники училища в боях с врагами зарекомендовали себя замечательными мастерами воздушного боя. За полгода боев под Сталинградом летчик М. Д. Баранов уничтожил 34 фашистских самолета, 4 из них в одном воздуш¬ном бою. Летчик-истребитель В. И. Попков одержал в боях 40 побед, в том числе победу над одним из немецких асов. Летчик А. Ф. Клубов уничтожил 50 фашистских самолетов, 6 из них в одном воздушном бою. Летчик А. Е. Боровых сбил 32 вражеских самолета лично и 14—в групповом бою, В. Д. Лавриненков, соответственно, 35 и 11, А. В. Ворожейкин—52 и 13, а И Н. Кожедуб уничтожил 62 вражеских самолета.
За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, более 160 воспитанников были удостоены звания Героя Советского Союза, из них А.Е.Боровых, А.В. Ворожейкин, В.М.Голубев, А.Ф.Клубов,
В.Д. Лавриненков, В.И. Попков, В.В.Сенько этого звания удостоены дважды, а Иван Никитович Кожедуб – трижды.
 

Жизнь и развитие Чугуевского и Харьковского авиационного училища летчиков в послевоенные (1945-1994годы).

Разгромив немецко-фашистских захватчиков, советский народ и его доблестные Вооруженные Силы отстояли честь, свободу и независимость нашей Родины и добились всемирно-исторической победы.
В конце мая 1945 года школа возвратилась на свое постоянное место базирования. Сразу  после перебазирования начались занятия с курсантами. В сентябре 1945 года школа была переименована в Чугуевское военное авиационное училище летчиков и в этом же месяце училище начало летную работу на новом месте.
В январе 1946 года произошла реорганизация училища и вместо пяти полков в училище образуется два учебных полка и полк боевого применения. Первые послевоенные годы, как для всей нашей страны, были трудными и в истории училища: разрушенный жилой фонд, выработавшие не один ресурс самолеты, необеспеченность техническими и материальными средствами, плохие коммуникации и почти полное отсутствие автотранспорта. Но был энтузиазм, опытные летные и препо-давательские кадры, самоотверженный технический состав и влюбленные в небо курсанты. Задача обучения, и воспитания курсантов выполнялась успешно. Лучшими организаторами летной работы первых послевоенных лет были И. М. Тайвер, А. С. Назаров, В. А. Рейнгольд, А. Н. Габелко.

Большим уважением среди личного состава пользовались летчики-командиры Б. А. Сафронов, И. А. Алехов,
Г. А. Овчаренко, П. С. Иваненко, В. Н. Малашенков, Г. А. Решетько, И. И. Попов, В. А. Зубков, И. Т. Аверьянов,
А. С. Черкасов, Н. Г. Филимошин, М. М. Бережной, Г. Е. Левин, И. В. Ворон¬цов, А. Н. Пасхин и другие.
Богатым опытом ведения воздушных боев в период Великой Отечественной войны делились с курсантами летчики-фронтовики капитаны В. С. Потапов, Устинов, Белов и другие.
Mного  самоотверженного труда вкладывали в подготовку авиатехники Греченко, П. И. Панков, Е. Ф. Остапенко, Подружко, Гущин, Душин, Федько, Ядута, Кузьминский, Федосеев и многие другие.
Самоотверженно трудились преподаватели учебно-летного отдела. Лучшими преподавателями этого периода были офи¬церы Шаляев, Шейченко, Калюжный, Бубелло, Ф. И. Кольцов, Б. И. Розин, Л. С. Логак, И. И. Пацюк, Журавлев, Семенов и другие.

В течение 1947—1948 годов на смену самолетам Ут-2, Ла-5, Ла-7 периода Отечественной воины пришло первое
поколение послевоенных самолетов Як-18, Як-11, Ла-9.
В 1947 году училище впервые за послевоенные годы выпус¬тило летчиков, овладевших боевым применением истребителя. Курсанты на аэродромах училища выполняли полеты на свободный воздушный бой, на стрельбу по конусу и наземным це¬лям одиночно и в паре, полеты в боевых порядках пары и звена, посадки на незнакомых аэродромах.
С приходом в конце 1947 года на должность начальника училища гвардии полковника К. 3. Степанова в училище начались большие преобразования и перестройка всей работы в сторону улучшения материально-бытовых условий жизни и работы личного состава, резко улучшились качественные и ко¬личественные показатели в работе. Училище сначала выходит по всем показателям на первое место среди истребительных, а затем в 1950 году — среди военно-учебных заведений ВBC.
1951 —1954 годы явились годами перевооружения училища на новую материальную часть, годами напряженной работы всего личного состава по овладению реактивной техникой. Первыми в училище переучивались на реактивные самолеты МиГ-15 лучшие летчики училища — заместитель командира авиаполка майор Л. Е. Сопильниченко и летчик-инструктор старший лейтенант И. Г. Поправко.
В 1951 году успешно переучились на самолет МиГ-15 летчики-командиры И. И. Сумм, К. Купцов, П. С. Иваненко, Г. В. Санжеревский, А. И. Хлыстов, Тягуненко и летчики-инструкторы С. Абаладаев, А. Дьячко, Л. В. Бобейко, М М. Лантрат. В. П. Супонин, А. А. Астряб, Ю. М. Труфанов, Л. С. Рубин. В этом же 1951 году летчик-инструктор
ст. лейтенант И. Г. Поправко провел экспериментальное обучение пяти курсантов на самолете МиГ-15, а в 1952 году экспериментальное обучение курсантов с отработкой техники пилотирования и боевого применения самолета МиГ-15 провела эскадрилья подполковника П. С. Иваненко.
Большой вклад в обеспечение безаварийной летной работы внесли инженеры и техники А. А. Косов, В. Я. Калагин, И. Г. Дробот, В. Шунин, В. А. Иванов, Н. П. Гриченко, Л. П. Тарасенко и другие.
Оовоение реактивной техники продолжалось и к 1954 году все летчики боевых полков были переучены на самолет МиГ-15. С переходом на реактивную технику в авиации резко возрос диапазон скоростей и высоты полета, на очереди стояла задача всепогодности. Все это потребовало от летчика кроме знаний и умений высокого морально-психологического на-кала,быстроты реакции и крепкого здоровья. Значительно возросла организующая роль командных кадров. От их умения грамотно руководить полетами во многом зависела безопасность полетов, выполнение летного плана, качество подготовки курсантов. В послевоенные годы в училище выросла заме¬чательная плеяда летчиков-командиров, умелых организато¬ров летной работы. Это  Ф. Т. Туров,
А. Ф. Волковой, Ф. С. Жемчугов, Ю. С. Вовк,    Ф. Ф. Сергеев, Я. В. Тайвер, A.Н. Габелко, П. П. Каравай, А. С. Назаров, Е. П. Денисов, И. А. Алехов, А. Н. Черкасов, М. И. Гульман, В. А. Рейнгольд, М. С. Бабушкин, В. С. Марий, Г. А. Овчаренко, К.. И. Квитковский, Ф Г. Собур, Г. А. Решетько. И. Ф. Грошелев, М. И.Бережной., Р. Т. Дроб,
А. Т. Румянцев, А. К. Кладиев, И. Л. Сыса, Д. М. Здыхальский, В. С. Потапов, И. И. Сумм, Д. И. Басов, П. С. Иваненко, И. В. Воронцов,  Л. Н. Волков, B.А. Зубков, М. А. Тосенко, А. И. Хлыстов, И. Г. Поправко, И. Ф. Байстрюченко.
Оборудование реактивных самолетов позволяло производить полеты днем и ночью .в сложных метеорологических условиях. Постоянный состав училища настойчиво совершенствовал свое летное мастерство. И вот первая группа летчиков училища сдала экзамены на первый класс. Летчиками-инструкторами 1-го класса стали П. П. Каравай,
Д. И. Чумичев.C..Л. Галатюк, А. Н. Никонов, Д. И. Басов, В. А. Зубков, Г. В. Санжаревский, И. Г. Поправко, Л. В. Бобейко, М. М. Лантрат, Б. П. Егоров. Полеты в сложных метеоуслови¬ях стали обычным делом.
 
К исходу 1960 года к полетам в сложных метеоусловиях днем и ночью была подготовлена основная масса летного состава.
Перевооружение авиации на реактивную технику потребовало от летного состава инженерных знаний. Проявляя заботу о Военно-Воздушных Силах, Советское правительство приняло решение о преобразовании ряда летных училищ в высшие учебные заведения. В мае I960 года Чугуевское ВАУЛ наряду с другими летными училищами, было также преобразовано в высшее учебное заведение и с этого времени стало готовить летчиков-инженеров.
В мае 1961 года училище было переименовано в Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков. Начальником училища был назначен генерал-майор авиации Г. И Гроховецкий, начальником политотдела — Герой Советского Союза полковник В. П. Сенченко, начальником штаба — генерал-майор авиации Н. П. Пашков. В эти годы была проведена большая работа по доукомплектованию училища постоянным составом, материальной частью, техникой обслуживания и имуществом.

В 1963 году был произведен первый выпуск летчиков-инженеров. Это было большое, знаменательное событие не только для Харьковского ВВАУЛ, но и для всех Военно-Воздушных Сил. Впервые строевые части пополнились высокообразованными, технически грамотными летчиками, имеющими высшее специальное образование, с высокой теоретической и летной подготовкой. О высокой летной выучке выпускников говорит тот факт, что впервые в истории училища курсанты выпускного курса выполняли самостоятельные полеты ночью на боевых реактивных самолетах. Первыми  вылетели  ночью  с  оценкой  «отлично»  курсанты  Г. П. Беднов, Б. Г. Туненко, А. А. Вовк, A.Ф. Филимонов, Г. С. Мельников, Ф. Ф. Романюк, В. В. Клюев.
В 1964—1965 годах в училище было успешно произведено переучивание личного состава на два новых типа сверхзвуко¬вых самолетов МиГ-21 и Як-28  и на новый учебный реактивный самолет Л-29. В числе первых на сверхзвуковые самолеты переучились офи¬церы В. А. Зубков, В. А. Малеев, П. П. Пачковский, П. Т. Ага¬фонов,   В. И. Бережной,  Ю. А. Киселев,  А. Н. Никонов, B.    В. Салотьян, Н. Н. Грабов,
Н. Ф. Никитин, Б. Г. Пыжов.
В 1965 году был произведен первый выпуск летчиков-инженеров на сверхзвуковых самолетах. Это эспериментальное обучение курсантов на сверхзвуковом истребителе было поручено эскадрилье подполковника П. П. Пачковского. Первыми учителями курсантов на сверхзвуковом истребителе были офицеры В. И. Балясов, Л. С. Серебров, Ф. П. Суворов, Н. В. Шарапов, П. Т. Агафонов, Н. К. Зайцев, В. М. Мигунов, И. Г. Кар-пенко, И. А. Мостовой, Ю. А. Киселев, В. И. Бережной.
С 1965 года училище выпускает летчиков-инженеров, освоивших сверхзвуковые самолеты. Одновременно с выпуском летчиков-истребителей с 1966 по 1970 год в училище обучались и выпускались курсанты, осваивавшие сверхзвуковой бомбардировщик.
По многочисленным отзывам, поступающим из строевых частей, выпускники училища отличаются высокой летной подготовкой, высокими морально-политическими и боевыми качествами.
Источник: http://hvvaul-87.su/history/history-khvvaul.php


203 Чугуевская учебная авиабригада. Аэродром Лебедин. Интерактивная карта.